|
||||
|
Храм Рождества Богородицы деревни СауровоИстория храма Рождества Богородицы на погосте Уполозны подтверждает, что церковь существует "с незапамятных времен". Здесь на погосте в Вохонской волости в 1577 г., вотчине Троице- Сергиева монастыря стояла "построенная исстари" деревянная церковь, а "в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское".В начале XVII в. "на церковной земле у церкви во дворе поп Андрей, да с ним дьяк Федька Иванов, пономарь Ефремов во дворе и просвирница; да на церковной земле четыре келий, где живут нищие и питаются от церкви Божией". Лес полторы десятины и пашни по Клязьме тридцать копен находится во владении церкви, за это доводилось платить ''дани одиннадцать алтын, четыре деньги''. В храме с середины XVII в. служили священники Трофим Иванов, Иван, Илья Григорьев, Григорий. Церкви полагается по штату 1790 г. один священник , 2 ''церковника '' и один диакон. Деревянная церковь к началу XIX в. сильно постарела. В 1830 г. тщательностью прихожан была возведена новая каменная церковь, с каменной колокольней. В трапезе в приделе с правой стороны расположен престол во имя пророка Божия Илии, а в левом во имя Николая. Благоустройство храма длилось долгие годы, клировая ведомость за 1847 г. подтверждает: "Церковь настоящая не освящена, нет в ней лампад и клиросы еще не сделаны". Притч церковный собирали: священник Н. Т. Орлов, выходивший из духовного звания закончивший Спасо-Вифанскую семинарию; диакон К. П. Лебедев выпускник Московской семинарии; дьячок Н. И. Соколов ученик былой Перервинской семинарии, пономарь А.М.Палисадов из Духовного Перервинского училища. Приход церкви составляли: крестьяне помещика Рюмина; крестьяне деревень казенного ведомства: Гридино, Щекутово, Демидове, Назарьево, Городок, Курово, Ковригино, Улитино, Гора, Мишутино, Стремянниково, Корнево, Саурово. Во всех обозначенных деревнях одна пятая часть "раскольники по поповщине " . При храме в середине XIX в. числилось 4 двора, в которых проживало 20 человек. В отношении к погосту деревня Саурово независимое поселение, в котором сейчас двадцать три двора с числом около двести жителей. От прихода Богородицерождественсой церкви были отписаны немного деревень к Никитской церкви у речки Дроздны и к Параскевской у речки Березовки. При церкви с 1885 г. положен двухклирный состав притча: диакон, два псаломщика, два священника, на содержание которого шли с банковского капитала проценты. Церкви в начале XX в. принадлежало: земли семьдесят три десятины, 2-х этажный дом, в нем умещались церковно-приходская школа, квартиры строителей, учителя; часовня в деревне Мишутино и Ковригино. Служили: священник А.Н. Львов, обучавшийся в Спасо- Вифанской семинарии, некогда служивший в Рузском уезде и в церквах Москвы, назначен к церкви Рождества Богородицы в 1884 г. Законоучителем был в Назарьевской, Щекутовской и Демидовской школе, обладал наградами Высокопреосвяннейшего Сергия- Митрополита Московского и Коломенского Высокопреосвященнейшего Владимира – Митрополита Московского. В храме служил с 1890 г. священник Н.П.Соколов закончивший Спасо- Вифанскую семинарию, в Корневской и Городковской школах был законоучителем, имел награды. Приход церкви на 1903 г. составлял одиннадцать деревень, не считая старообрядцев с православным поселением 4,5 тысячи человек. Крестьяне во время разлива Клязьмы весной добирались на лодках, их было на этот случай в достаточном количестве. Прихожане отстояли храм, и он не закрывался после Октябрьской революции, но были арестованы псалом В. Озерецковский и диакон Е.Никольский. Дьякон Е.Никольский расстрелян был в Бутове, а псаломщики погибли в лагерях. Колокола были сброшены в 30-х годах, но богослужения продолжались. В центральной части храма находится иконостас, установленный по окончанию строительства. В южном и северном приделе иконостасы 1870 г. выполнены в духе эклектики с элементами псевдорусского стиля. К концу XIX в. относится настенная живопись. Здесь сохранились иконы, предоставляющие несомненный исторический интерес, среди них иконы особые – прославленные и чудотворные. Иконы:''Спаситель ''и ''Успение Пресвятой Богородицы'' – XVII века ;''Страшный суд ''- конец XVII начало XVIII века. Чудотворная икона великомученика Никиты из храма Никитского погоста у деревни Бывалово многие годы хранилась в храме на Уполозах, а в 1996 г. передана вновь открывшемуся храму. В Богородице Рождественской церкви сохраняется древняя плащаница, на которой гласит надпись что, вложена она при священнике отце Илье и старосте Щукине. Сооруженный по благословению Митрополита Филарета храм на средства помещика Рюмина и прихожан. Благоустраивался долгие годы на пожертвования: крестьянина Шевелкина, фабрикантов Абрамовых, Щукиных, Алексеевых. По проекту архитектора Шестакова сооружена церковь. Это величавое здание в стиле позднего классицизма. Высокая статная колокольня видна издали увенчивающаяся малым куполом со шпилем, который заканчивается крестом. Часы на куполе, не изображают реального времени, но возможно напоминают нам о быстротечности жизни. Церковь размещена в дивном месте на холме у реки, будто бы о ней слова песни иеромонаха Романа: Белые церкви светлеются издали Благовествуя о мире ином. Живы еще проповедники истины, Радость моя не скорби ни о чем. В данное время в храме служат 2 священника, настоятель – И.С. Марухин и священник иерей П. Назаров. При храме функционирует Воскресная школа, количество обучающихся детей незначительно.
|