Дворцы Кремля


В северо-западной части Кремля между Троицкой и Никольской башнями располагается Арсенал. Он был выстроен по указанию Петра I архитекторами Х.Конрадом и Д.Ивановым. Арсенал был построен на месте сгоревших во время пожара в Москве Житных дворов. Здание Арсенала предназначалось для хранения оружия и военного снаряжения, а также должно было стать музеем. Здание начало возводиться с 1702 года и закончилось в 1736 году. Его строительство перерывалось из-за войны со Швецией. Но после пожара, случившегося в 1737 году, его пришлось восстанавливать. Восстановление затянулось, в 1783 по 1787 года она было завершено по проекту архитектора Гарерда. После наполеоновских взрывов и пожара 1812 года Бове были проведены восстановительные работы.

Постройка состоит из 2 этажей и завершается карнизом с резным белокаменным фризом. В здании Арсенала с середины 19 века намечалось устроить музей Отечественной войны 1812 года, стены здания украсили лепные военные атрибуты.

Большой Кремлевский дворец, который расположился на Боровицком холме являться самым крупным на территории Кремля. Он включает в себя светские и церковные постройки 14-19 веков. Главный фасад здания устремлен в сторону Москвы-реки. В 1838-1849 годах русскими архитекторами Д.Н.Чичаловым, П.А.Герасимовым, А.Н.Бакаревым, Ф. Рихтером и другими - под руководством К.А.Тона и по проекту В.Растрелли был построен современный Кремлевский Дворец.

Кремлевский дворец являлся временной императорской резиденции во время пребывания двора в Москве. На фасаде дворца 3 яруса окон, но фактически здание состоит из 2 этажей. Благодаря выступу на первом этаже здания наверху он образует открытую террасу. Иллюзию галереи формируют арочные окна с узкими простенками. Двухъярусный фасад 2 этажа украшен резными белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры 17 столетия, объем завершается золоченой балюстрадой. На склонах крыши с двух сторон располагаются часы, а с двух других - часовые колокола. На верхней открытой площадке поставлен флагшток.

Парадный вестибюль состоит из ряда торжественных помещений, своды которого поддерживают 4 гранитные колонны. Одним из самых впечатляющих и прекрасных дворцов является Георгиевский зал. Зал назван в честь Ордена св. Георгия Победоносца, этот орден был учрежден для награждения генералов и офицеров русской армии в 1769 году. Георгиевский зал является самым большим парадным залом во всем дворце. Его длина 61 м, ширина 20,5 м, высота 17,5 м. Сводчатый потолок поддерживают 18 мощных пилонов. Потолок украшен лепниной в форме растительного орнамента. Мраморные статуи на пилонах иносказательно символизируют области и царства, элементы многонационального государства. Паркетный пол выложен узором из разнообразных пород дерева, вот только некоторые из них: береза, ясень, индийский палисандр, платан, чинара и т.д.

Владимирский зал назван в честь Ордена св. Владимира, который был учрежден в 1782 году. Зал служит соединительным звеном разновременных дворцовых построек. Купол зала керамический, что существенно облегчает вес и улучшает акустику зала. Купол увенчан световым фонарем.

Зал Заседаний, созданный с 1933 по 1934 года, по проекту И.Иванова, является самым большим залом дворца, расположен он рядом с Георгиевским залом. От вестибюля зала ведет широкая парадная лесница, сделанная из Ревельского камня. Окна зала выходят к Москве-реке. Белые стены, разделенные пилястрами, потолок с подсветом придают залу праздничность и деловой облик.

Екатерининский зал осуществлял функции тронного зала императрицы. Праздничность и изысканность отделки очень успешно сочетаются с уютом и камерностью. Зал был назван в честь единственного в России ордена женского рода, ордена св. Екатерины. Знаки этого ордена размещены на дверях и стенах зала. Стены зала имеют светло-серый, этот же цвет имеет и лента ордена. Массивные пилястры на столбах зала являются некой изюминкой зала, пилястры украшены кусочками малахита. Огромной художественной ценностью является паркет зала, паркет имеет необыкновенный орнамент, композицию орнамента составил академик Ф.Солнецев. Паркет составлен из превосходного подбора дерева высочайшего качества.

В Парадной половине Большого Кремлевского дворца за Екатерининским залом идет Парадная гостиная и Парадная опочивальня, в нынешнее время представляющие собой неповторимые музеи декоративно-прикладного искусства 19 столетия. Столы и двери Парадной гостиной исполнены в инкрустационной технике «буль». Изысканный цветочный орнамент создан по наброскам художника Д.Артари. Парадная опочивальня выполнена из серо-зеленого мрамора, которые удачно сочетаются с ярко-малиновой обивкой стен и мебели. Камин облицован яшмой зелено-голубого тона с волнообразным узором.

Парадную половину завершает Ореховая гардеробная, спроектированная московским мастером К.Герцем. Ее стены и потолок облицованы панелями орехового цвета. Гардеробная освещена люстрой из алебастра в стиле классицизм.

Для императора и его семьи предназначался 1 этаж Большого Кремлевского Дворца, этот этаж прозвали Собственной половиной. Монументальность в интерьере Собственной половины дворца создавали определенную интимность и домашний уют. Так же при отделке мастерами были использованы элементы стиля барокко, рококо, классицизма. Собственная половина подразделялась на семь комнат: Столовая, Гостиная, Кабинет императрицы, Будуар, Спальня, Кабинет императора, Приемная, и была разделена столбами на две части: на своеобразный коридор, создающий анфиладу, и на основную часть комнат с мебелью и другими элементами убранства. В интерьере Столовой преобладают классицистические формы: безмятежное сочетание тонов искусственного мрамора, беломраморные статуи мифологических персонажей, вазы в стиле «Боргезе».

Архитекторы Рихтер, Чичалов и Бакарев скрупулезно разрабатывали каждую деталь отделки Большого Кремлевского дворца. Так же они занимались разработкой рисунков дверей, мебели, канделябров, каминов, лестничных решеток и люстр. Освещение дворца тоже представляло не малую роль в создании царственного и праздничного духа, поэтому все хрустальные люстры во дворце неповторимы, каждая обладает своей конструкцией и формой подвесок.

Расстановка мебели в Гостиной, Будуаре, Кабинете и Спальне императрицы была обдумана и согласованна с особенностями жилых комнат. Фарфоровые вазы, торшеры, люстры являются первостепенным украшением Гостиной.

Кабинет императрицы украшен согласно манере французских дворцовых интерьеров конца 17- начала 18 века. Доминирующим является здесь темно-малиновый цвет. Торжественность и праздничность интерьеру придавали: громадные зеркала, золоченые лепные украшения стен и сводов, двери, из дорогих пород дерева и инкрустированные панцирем черепахи, бронзой, перламутром. Двери в многочисленных залах Большого Кремлевского дворца уникальны и единственны по своему рисунку. Грановитая Палата, названная так из-за облицовки восточного части фасада белым граненым камнем, является бывшим тронным залом великокняжеского дворца. Она была выстроена в 1487 – 1491 годах русскими мастерами под руководством итальянских архитекторов Фрязина и Солари. Во внешности здания ощущается воздействие итальянской поздней готики, но все-таки, пропорции и внутренняя планировка характерны для древнерусской архитектуры.

Грановитая палата примечательна для своего периода по масштабу – в свободном светлом зале единою опорой девятиметровых сводов служит массивный четырехгранный столб. Основную роль в интерьере палаты играет живопись, накрывающая практически всю поверхность стен и сводов. В первый раз палата была расписана в конце 16столетия, но из-за неоднократных пожаров первоначальная роспись не сохранилась.

Золотая Царицына, получившая свое название из-за росписи стен по золотому фону, осуществляла роль праздничного приемного зала русских цариц. Над входом - резной золоченый белокаменный портал. В 17 веке интерьер палаты изменили новыми каменными арками и железными связями, они должны были укрепить своды, так как в 1636 году над палатой был выстроен Верхоспасский собор – одна из домашних царских церквей. Перед Золотой Царицыной Палатой расположена Жилецкая палата – где обычно устраивались дворцовая стража и слуги.

Церковь Воскрешения Лазаря, древнейшая и единственная сохранившаяся в Москве – белокаменная 14 века. Церковь была расписана Феофаном Греком и Симеоном Черным, по сообщениям Летописных источников, однако фрески не сохранились. Верхоспасский собор, выстроенный в 1636 году Б.Огурцовым, Т.Шарутиным, Л.Ушаковым, А.Константиновым, также являлся домашней церковью. Его интерьер носит камерный характер, в котором преобладает деревянный золоченый иконостас 17-18 вв., иконописцев Оружейной палаты, с пышной барочной резьбой.

В 1652 году был выстроен Потешный дворец, он предназначался для увеселения для царской семьи. После смерти боярина Н. Д. Милославского, для которого и были выстроены эти палаты, их переделали под театр. В 19 веке дворец претерпел некоторые изменения, к нему были пристроены новые элементы: со стороны кремлевской стены - балкон на кубышкообразных столбах, с улицы - превосходный резной белокаменный портал с полуколоннами. Верхний ярус дворца формирует терем с арками. О том что изначально здесь была домовая церковь, сейчас напоминает лишь башенка на четырех столбах, использовавшаяся в свое время как колокольня и дозорная вышка.

На месте старых построек в 1635-1636 гг. началось строительство Теремного дворца. Его постройкой занимались такие знаменитые личности как: Бажен Огурцов, Трефил Шатурин, Антип Константинов и Ларион Ушаков. Конструкция этого здания имитирует тип русских деревянных палат. Новые этажи сооружались на небольшой дистанции от старых стен и поднимались вверх ступенчатыми ярусами. Традиционное русское деревянное зодчество наблюдаются и в характере кровли. Крыльцо напоминает интерьер русской избы. Царский кабинет является главной комнатой дворца, он находиться на 3 этаже здания. Челобитное (среднее окно комнаты) окно, украшено с фасада резным белокаменным наличником. Из этого окна спускался ящик, куда каждый мог подать царю свою просьбу или жалобу. Личные покои царя располагались на этом же этаже, окна из комнаты выходили на Москва-реку. Так же на этом этаже еще находились две комнаты это Спальня и Молельня. В молельне были установлены два резных иконостаса с иконами 17-18 вв.

В 1776-1788 гг., архитектором М.Казаковым, было построено Здание Сената, второе по величине сооружение после Арсенала. Здание в три этажа сложено из кирпича. В центре главного фасада находится проезд на внутренний двор, сделанный в виде триумфальной арки с четырехколонным портиком и фронтоном.

Государственный Кремлевский дворец был построен в 1960-1961 годах для проведения съездов и конференций, конгрессов, театральных представлений, концертов на территории древнего Кремля. Дворец является современным, универсальным зданием. Строительством руководил М.Посохин. Служебные помещения дворца углублены в землю на высоту пятиэтажного дома. Архитекторы связали дворец переходом с небольшим зимним садом, а также подвесным застекленным переходом - с другими помещениями Кремля, сохраняя традиции единого дворцового комплекса.

Расположен в центральном федеральном округе рядом с метро Александровский сад